?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
IQ84 или не та книжка, которую захочется перечитать
morning pulsatilla
pulssatila
В сентябре я дочитала Мураками «IQ84». Прочитала все 3 тома. Выбрала я этот роман по нескольким причинам. Первой было то, что Мураками довольно просто пишет по-японски, и я подумала, что смогу читать его в метро. Второй, и основной, было то, что Мураками увлекает, и я надеялась,что мне захочется дочитать его до конца. Ну а третьей причиной стало то, что роман не переведен еще ни на какой язык, поэтому у меня не было бы возможности перескочить на русский или английский.

Что касается первой причины, то все так и оказалось. Лексический минимум Мураками я освоила довольно быстро. После внимательного прочтения нескольких глав со словарем, я смогла читать его в метро (ура!ура! была жутко горда собой).

Со второй причиной все оказалось гораздо грустнее. Роман, на мой взгляд, ужасно уныл. Не захватил. Ни капельки. Нет, пару раз, конечно, хотелось узнать продолжение, но развитие сюжета было настолько неоправданно медленным, что у меня аж начинало сводить скулы. Вторую половину второго тома я домучивала, не говоря уже о третьем. А мелодраматичная концовка совсем уж разочаровала. Чтение последнего тома напомнило мне поездку на поезде, когда уже объявили твою остановку и ты встал, собрал вещи и вышел в тамбур, но поезд почему-то все никак не останавливается и медленно-медленно ползет. Кажется, что вот-вот появится платформа, но поезд все продолжает ехать, а ты стоишь в тамбуре и мучительно вглядываешься в заплеванное окошко.

Помимо скуки с каждой новой главой накапливалось глухое раздражение. Больше всего раздражали герои, точнее, их картонность, искусственность. Они похожи на говорящие куклы. Куклы, которые нравятся автору. Он наделил их многими неплохими качествами, но забыл вдохнуть в них жизнь. Они не пахнут. У них стеклянные слёзы и пластмассовая кровь. Они ждут, что кто-то будет дергать их за ниточки. Текст в целом, как, впрочем, и другие тексты Мураками, похож на киносценарий. Все время не могла отделаться от впечатления, что это кино, которое я, зажевывая попкорном, смотрю в кинотеатре.

Не то чтобы я считала Мураками великим писателем, достойным Нобелевской премии, но все же я ожидала чего-то большого. Хотелось легкого и увлекательного чтения, в процессе которого ты полностью погружаешься в мир, созданный писателем. Однако в этот раз такого чуда не произошло.

1984 год. Две параллельно развивающиеся линии. Аомамэ и Тэнго. Аомамэ – девушка с чрезвычайно странной и редкой фамилией (переводится как зеленые бобы), работающая инструктором в дорогом спортивном клубе, и Тэнго – начинающий писатель с внешностью дзюдоиста, зарабатывающий на жизнь репетиторством по математике. Они учились вместе в начальной школе. Она – дочь сектантов христаинской секты. Он – сын сборщика налога за гос.телевидение. По воскресеньям они встречают друг друга на улицах городка. Мать тащит Аомамэ по квартирам, чтобы заполучить новых членов в секту. А отец Тэнго обходит с ним приписанные ему дома, чтобы собрать налог. При виде друг друга Аомамэ и Тэнго тупят взгляды и стараются пройти незамеченными.

Но однажды после дежурства в классе Аомамэ берет Тэнго за руку, и с этого момента их жизнь переворачивается. Она до сих пор любит его и ждет их встречи, а он до сих пор помнит тепло ее руки. Но оба не делают ничего, чтобы отыскать друг друга, пока вокруг них не начинают происходить странные вещи.

Роман начинается с того, что Аомамэ попадает в «зазеркалье», в котором две луны: обычная желтая и маленькая зеленая. Вслед за Аомамэ там же оказывается и Тэнго. Аомамэ называет этот мир «1Q84» (1Question84 год), Тэнго, под впечатлением прочитанной повести немецкого писателя (писатель вообще-то японский), «городом кошек».

Больше всего в романе разочаровало то, что затронутые в начале социальные проблемы никак не раскрываются в дальнейшем. Насилие в семье, религиозные секты и фанатики, самоубийство - все эти линии комкаются, обрываются, оставляя на десерт лишь нудную вымученную историю любви.

Зачем там Сахалин и нивхи? Зачем воспоминания из детства Тэнго? Зачем удушенная девушка и ее история? У меня миллионы зачем, на которые ответ не ясен. Все, что трогает за живое в этом романе, все обрывается без объяснения причин, оставляя лишь налет мистики и картонную любовь, похожую на пошловатую открытку к дню Св. Валентина. Додумай сам? Но для того, чтобы подумать об этом самому достаточно подборки газетных заголовков. Мнения автора, его взгляд, я не увидела. Создалось ощущение, что все эти вопросы замяли и покрыли мистическим лаком.

Я не спорю, что я могла чего-то не понять, не почувствовать, да и вообще все извратить. Но желание подумать, почитать еще или поучиться после этой книги также не возникло.

Теперь читаю Нацумэ Сосэки, как-то веселее идет, хотя японский труднее.